Фотографическое искусство уже давно стало уделом не только профессионалов, но и любителей. Многие звезды эстрады, кино, театра и даже политики умеют не только позировать перед камерой, но и сами в свободное время с удовольствием берут в руки фотоаппарат. Первым «звездным» гостем нашего журнала стала певица Марина Хлебникова, которая старается не расставаться с камерой Olympus. Фотоаппарат сопровождает ее на гастролях, на отдыхе, и даже дома…
- Марина, как давно вы увлекаетесь фотографией?
- С малых лет. Детство у меня было бурное – мы всей семьей постоянно ходили в походы, на экскурсии. Также я посещала театральный кружок, который вели родители. Фотографировать меня научил папа. Мы всегда много снимали, а потом вместе проявляли пленки и печатали фотографии. В темной ванной, с красной лампой, в общем, все как полагается... С этого и пошла моя любовь к фотоискусству.
- Ваш первый фотоаппарат…
- Это была родительская камера «Зоркий», 53-го года выпуска. Он до сих пор цел, лежит у меня дома на почетном месте. Я периодически его достаю, стираю пыль. Жаль конечно, но он уже много лет не работает - сломался, а починить никто не берется. Но он мне очень дорог, как память.
- А вы помните свою первую фотографию?
- Первую… Нет, пыталась вспомнить, но не могу. Зато я хорошо помню, как сняла свой первый «шедевр». Это было в Евпатории. Я заметила маленькое существо, подумала, что это шмель и нацелила на него объектив… А когда напечатала фотографию, оказалось, что это маленькая птичка. Колибри. Но это был уже не «Зоркий», а другой фотоаппарат, кажется «Зенит».
- Марина, а какой фотокамерой вы пользуетесь сейчас?
- У меня дома три фотоаппарата. Все - марки Olympus: 200-й, 300-й и мыльница. Но мыльницы постоянно приходится покупать новые, они то и дело накрываются.
- Наверное, дело в энергетике. Насколько я знаю, в вашем присутствии у журналистов то и дело выключаются диктофоны…
- Нет, просто срок годности у них ограниченный. Мыльница рассчитана в среднем года на два-три. А учитывая сколько раз в месяц я достаю фотоаппарат и жму на кнопку, и того меньше… Да и храню я эту технику достаточно оригинально. Кто-то с нее пылинки сдувает – у тех фотоаппарат может и лет пять-десять протянуть, а я вожу его за собой повсюду. Причем, ездит он в дорожной сумке, которую в самолетах я сдаю в багаж, так что удивляться не приходится…
- Приезжаете в новый город и сразу же за фотоаппарат?
- Когда как. Иногда все время что-то снимаю – с момента приземления и до взлета. Иногда – всего пару кадров делаю. Совсем недавно любопытная история приключилась. Мы с моей командой выступали в Якутске. Дали концерт, а на следующий день, рано утром, должны были уезжать. Мы с директором всю команду отправили в аэропорт, а сами в пять утра поехали на Лену - нам говорили, что эта красавица-река особенно хороша на рассвете. Решили убедиться в этом, а заодно сфотографироваться на фоне сибирской реки. Приехали, красотища и вправду неописуемая, я достала фотоаппарат, смотрю, заряд батарейки кончился и кадр последний… Думаю, зря поехали - снимка не будет. Но все-таки, положившись на удачу, кнопку нажала. И получилась прекрасная картинка на память…
- Марина, вы предпочитаете пленочные аппараты?
- Да. У нас есть в команде цифровой, но с ним столько мороки! В свое время я приобрела видеокамеру, повсюду за собой возила, снимала, а потом поняла, что ничего из отснятого не смотришь. То же самое и с «цифрой». Этим же нужно заниматься – снять, потом перекачать в компьютер, вывести картинку на монитор, почистить, потом отправить на печать, выяснить, что тонер для принтера кончился, фотобумага не подходит и нужно бежать покупать другую. Я подумала, ну на фиг… К тому же цена…. Есть совсем маленькие, со спичечный коробок, они стоят около 200 долларов, с ними сейчас пол-Японии ходит, но меня качество не устраивает. Любительская камера стоит до тысячи долларов, вот у них разрешение хорошее – до 6 мегапикселей, но… Я бы хотела профессиональный аппарат, а он стоит от 3 до 5 тысяч долларов. Но какой мне смысл покупать такую камеру? Хотя, может быть, и решусь позже. Пока думаю о приобретении белого кабинетного рояля. Так что сейчас меня вполне устраивают мои Olympus`ы.
- Проверенные?
- Да, чего только за эти несколько лет они от меня не натерпелись. Я их и роняла не раз, и водой их заливало во время съемки под проливным дождем. Несколько раз чинила - так что это - рабочие лошадки…
- Но согласитесь, что цифра все-таки удобнее… Снял и тут же посмотрел, что получилось…
- На мой взгляд, цифровая фотография – то же самое, что остановленное видео. А в пленке есть зерно. Фотография на пленке живее, душевнее что ли… Мне даже кажется, что старинные фотоаппараты, которыми снимали в начале прошлого века, а в некоторых студиях снимают и до сих пор, они… правильные. А фотографии, которые сделаны ими настолько реальные, что, кажется, будто людей, на них изображенных, можно потрогать. У меня остались фотографии прабабушки, как раз того времени – они теплые, живые…
- А что вам больше всего нравится снимать?
- Людей. Однажды я привезла из какой-то поездки кучу фотоснимков с пейзажами. Показала маме, а она мне заявила, что ей неинтересно смотреть на снимки обычных, пусть и красивых ландшафтов, если на них нет людей, которых ты знаешь… Я подумала и решила, что мама права. Теперь я не снимаю просто виды природы, какими бы замечательными они ни казались. Я нажимаю кнопку, если в кадре есть человек, которого я знаю и люблю. Причем, людей предпочитаю фотографировать в полный рост.
- А что до сих пор не попало в объектив вашего фотоаппарата, но очень хотелось бы снять?
- Мне было бы интересно прогуляться с фоторужьем где-нибудь в Африке. Есть же специальные туры, фотосафари, когда ты, вооруженная фотоаппаратом с телевиком, можешь поснимать диких зверей. Хотя, какой смысл снимать животных, если рядом не будет ни тебя, ни друга, ни подруги, ни одного близкого человека….
- Марина, а как вы относитесь к модному ныне увлечению – подводной съемке?
- Никогда не пробовала, руки не доходят. У меня нет времени, чтобы заняться просто подводным плаванием, что уж говорить о подводной фотографии? Тут плавать бы под водой научиться, а то два гребка – и все, на дне. Подводная фотография, как говорят мои коллеги, дело действительно очень увлекательное. Но приобщиться к этим новомодным увлечениям можно, когда отдых становится привычным делом. А прежде чем позволить себе уйти в отпуск, когда захочется, человек должен достичь определенного положения, в том числе и материального. Я пока этого уровня не достигла…
- А как Вы относитесь к другим жанрам – пейзаж, макросъемка…?
- Попытки были. В Испании я пробовала снять электростанцию. Она была в нескольких километрах, на горе, причем издалека напоминала то ли мельницу, то ли необычную вертушку. Я попыталась сделать снимок, но так ничего не вышло. Нужен был штатив, а его рядом не оказалось. Руки все равно немного подрагивают, и снимать с многократным увеличением без штатива очень сложно. Промучилась я долго…. А вообще, я бы хотела познакомиться с настоящим профессионалом, который снимает цветы, всех этих жучков, паучков. Кто знает, может и поделиться какими-то профессиональными секретами…
- И тем не менее, за эти годы у вас наверняка накопилась масса фотографий?
- Миллион. Причем, это нескончаемая проблема. У меня дома масса пакетиков из фотомастерских. Я снимаю больше, чем физически успеваю раскладывать по альбомам. Например, когда что-то интересное происходит, какое-то важное событие, я снимаю все – и само мероприятие, и то, что было до и после. Это помогает передать атмосферу. Причем, чаще всего не я одна увековечиваю мероприятие, и в результате собираются все фотографии, и свои и чужие, независимо от того, есть я на них или нет. Чтобы потом помнить все-все-все…
- Где вы храните архив?
- У меня в одной комнате под фотоальбомы отведены две здоровенные полки. Они уже набиты битком. Причем, альбомы далеко не маленькие. Каждый на 300, а то и на 500 фотографий. На обложке пишу год и вставляю снимки. Все вперемешку – и работа, и жизнь, и поездки.
- Часто достаете альбомы с заветной полки?
- Под настроение, бывает, достаю, листаю. Мне кажется, чаще, чем многие люди – где-то раз-два в месяц. Ну и когда нужно вставить в альбом новые фотографии.
- Где вы печатаете снимки?
- Я делаю их в одной проверенной лаборатории. Ее работники меня хорошо знают, и свои обязанности выполняют добросовестно. В прессу ни одна из моих личных фотографий до сих пор не попала…
- Кстати, Марина, а вам самой никогда не хотелось попробовать себя в роли папарацци? У нас в стране эта профессия нынче приобретает все большую популярность…
- Да разве это настоящие папарацци! Если уж «охотиться», так за голой Джулией Робертс с любовником, не меньше. К тому же, я считаю, если ты решаешь стать настоящим папарацци, то нужно быть готовым к тому, что тебя могут, например, избить. Нужно иметь хорошую физическую подготовку, чтобы при необходимости мгновенно перемахнуть через ограду или забраться на балкон при помощи подручных средств, и быстрые ноги, чтобы успеть убежать, прежде чем тебе намылят шею…
- А вы никогда не становились объектом подобного преследования?
- Меня по сей день преследует одна парочка – журналист с фотокорреспондентом. Они выслеживают меня уже достаточно долгое время, пытаясь сфотографировать меня с неким мужчиной, чтобы потом написать, что это ни кто иной, как мой законный муж… Я никак не могу исхитриться объяснить этим папарацци, что они не ту ловят. Русских слов они не понимают, в следующий раз, наверное, придется показать им паспорт, страницу о семейном положении, на которой никаких штампов не наблюдается. Может, тогда поймут….
- Вы – популярная певица. Постоянные фотосессии давно стали для вас частью профессии, наряду с концертами и интервью. Вы хорошо получаетесь на фотографиях?
- Быть звездой на фотографии – это целая наука, причем постигать ее можно всю жизнь. Когда я смотрю свои первые фотосессии, мне кажется, что это не я, а совсем другой человек. Большинству людей практически никогда не нравится собственное лицо на снимке. Очень немногие с рождения обладают этим даром – фотогеничностью. Мне приходилось наблюдать, как люди, достаточно невзрачные в жизни, вдруг становились фантастически привлекательными, как только включалась камера. Я заставила фотоаппарат полюбить себя. У кого-то фотогеничность врожденная, а у меня приобретенная.
- Первую фотосессию помните?
- Она длилась часов шесть, я устала за это время так, словно на мне перетаскали тысячу ведер воды, ноги просто отваливались… Все это время мне пришлось стоять, быть в постоянном напряжении, чтобы сохранять нужное настроение и не терять связи с фотохудожником, который с мной работал… В результате появлялись фотографии на обложках журналов и моих дисков. Я не могу этих называть людей просто фотографами - это настоящие фотохудожники. Есть еще люди которыми я восхищаюсь – это фотокорреспонденты - репортажники. На мой взгляд, это высший пилотаж – поймать момент, когда нужно нажать кнопку, чтобы получился настоящий шедевр.
- Марина, а вы используете фотографии при создании интерьера собственного дома?
- Да, они размещены у меня на стенах, но не вместо, а вместе с картинами. Около лестницы находится постоянно действующая домашняя экспозиция. Там висят семейные снимки. И две огромные фотографии украшают мою комнату и создают в ней особое настроение и атмосферу. На снимках изображена я, так что сделаны они не мной. А повесить эти фотографии на стену меня вынудил ремонт. В той комнате раньше висели картины, потом я сделала в ней ремонт, полотна перевесила в другое место, а два гвоздя в стене остались. Я и повесила фотографии, а через месяц сняла. Мои друзья заметили, что без них комната что-то потеряла… Настроение ушло. И фотоснимки вернулись на стену…
- А что это за особенные фотографии?
- На одной - я сижу в студии, за инструментами, в желтой футболке, развалившись на диване. Понятно, что человек полностью удовлетворен проделанной работой. Очень уютная фотография. Домашняя, что называется без галстука и без грима… А вторую сделали в тот момент, когда я в ванной комнате сушила волосы феном. У меня есть такая привычка, я волосы поднимаю наверх. Мой друг с фотоаппаратом пробрался в комнату и навел на меня объектив. Я заверещала, чтобы он не смел меня снимать и портить пленку… А он как раз в этот момент щелкнул. Получился ужасно смешной кадр – я с феном в руке, со стоящими дыбом волосами и с раскрытым ртом. Прикольно…
- Модные фотообои клеите?
- Нет, они меня раздражают. Я подумываю повесить один постер. У меня есть одна фотография, все собираюсь ее увеличить. На ней изображен здоровый корабль, рассекающий морскую гладь, его «приветствуют» выпрыгивающие из воды дельфины. Мне кажется, в этой картине есть нечто магическое. Особенно когда я представлю, как это снималось. Представляете, это же, скорее всего, фотограф должен был на малюсенькой лодочке выйти в открытое море и ждать момента. Это же сколько труда и терпения!
- Марина, а сколько времени вы готовы потратить, чтобы сделать удачный кадр?
- Много, пока не получится. Я как-то вернулась домой с концерта, с двумя огромными букетами, причем оба были оформлены пальмовыми листьями. Я вынула цветы и пошла за вазой, а листья бросила на ковер. Они так удачно упали – словно мини-хижина получилась. Прихожу, а моя кошка Бусинка уже в этом зеленом шалаше затусовалась, только морда наружу торчит и глаз с меня не сводит. Я помчалась за фотоаппаратом. Часа полтора вокруг нее ползала, две пленки отсняла, а она, зараза, с таким пониманием ситуации позировала… Зато снимки у меня получились совершенно дивные.
- А сколько пленок обычно храните дома на такой вот непредвиденный случай?
- Когда как. Но когда понимаю, что пленка кончается, сразу же еду в магазин и покупаю сразу много. И куда бы я ни отправилась, всегда, как минимум, две пленки беру с собой. Мало ли куда занесет судьба…